В пятницу в Москву с официальным визитом прибыл председатель КНР Си Цзиньпин. Днем он провел переговоры с президентом России Владимиром Путиным, а в субботу будет гостем на торжественных мероприятиях, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Шелковым путем едины

Перед началом переговоров, которые прошли в Кремле, Путин поблагодарил китайского лидера за визит, отметив, что встреча дает возможность обсудить вопросы двустороннего сотрудничества. Он добавил, что в ходе Второй мировой войны Китай и Советский Союз оказались наиболее пострадавшими странами, поскольку понесли большие потери. В ответ Си Цзиньпин пригласил Путина в Китай, где 3 сентября будет праздноваться 70-летие Победы во Второй мировой войне. Позже стало известно, что президент России приглашение принял.
После переговоров лидеры дали пресс-конференцию, раскрыв итоги встречи. По словам Путина, Россия и Китай последовательно выступают против любых попыток фальсификации истории и реабилитации нацизма. Он убежден, что общее героическое прошлое стало хорошей основой для выстраивания взаимовыгодных добрососедских отношений в ХХI веке.

Он не сомневается, что сотрудничество Москвы и Пекина в рамках Евразийского экономического союза и транъсевразийского торгово-инфраструктурного проекта «Экономический пояс Шелкового пути» может в перспективе привести к формированию общего экономического пространства на всем континенте. «Именно о возможности сопряжения этих интеграционных моделей говорится в подписанном с председателем Си Цзиньпином (несколькими минутами ранее) совместном заявлении. По сути, речь идет о выходе в перспективе на новый уровень партнерства, подразумевающий общее экономическое пространство на всем Евразийском континенте», – сказал глава российского государства.

Напомним, созданный в 2015 году Евразийский экономический союз образуют Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения, ожидается присоединение Киргизии. Идею строительства нового Шелкового пути, который должен соединить Китай со странами Европы, укрепить сотрудничество с Азией и Африкой, Си Цзиньпин впервые выдвинул в 2013 году. Речь идет о создании торгового коридора для прямых поставок товаров с Востока на Запад на льготных условиях.

Реализация «Экономического пояса Шелкового пути» предполагает создание до нескольких сотен инфраструктурных проектов: железных дорог, автотрасс, проектов в энергетике и индустриальных парков, строительство которых начнется в ближайшие годы в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Пакистане и других соседних с Китаем странах.

Также Путин рассчитывает, что строительство газопровода по «восточному маршруту» (предполагает поставки в течение 30 лет 38 млрд кубометров природного газа) на китайской территории будет начато в ближайшее время. «Подробно обсудили перспективы сотрудничества в ключевой для нас сфере отношений – энергетике, были затронуты проекты в нефтяной и газовой сферах, электро- и атомной энергетике, энергосбережении», – сообщил он.
По его словам, «следующий этап – поставки природного газа в Китай по «западному маршруту». Отметим, что глава Газпрома Алексей Миллер и вице-президент китайской нефтегазовой корпорации CNPC подписали соглашение о поставках газа по «западному маршруту». Соглашение подразумевает экспорт газа в КНР с месторождений в Западной Сибири через Алтай.

Кроме этого, президент сообщил о том, что Китай профинансирует проект высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Казань на 300 миллиардов рублей. Общая же стоимость проекта составляет 1,068 трлн рублей. Участок Москва – Казань в будущем может стать частью высокоскоростной магистрали Москва – Пекин, стоимость строительства которой оценивается в 7 трлн рублей.

От энергетики до космоса

В целом по итогам переговоров были подписаны около 30 соглашений, в том числе в сфере энергетики, авиации, космоса, налогов и финансов. В совместном заявлении России и Китая говорится, что обе страны планируют наращивать инвестиции в области транспорта, энергетики и инфраструктуры. Речь идет и о продолжении работы по активизации использования национальных валют при расчетах в двусторонней торговле.

Кроме этого, Россия и Китай планируют объединить усилия по разработке ракетных двигателей и электронной компонентной базы, в сфере спутниковой навигации, исследования и освоения Луны, изучения дальнего космоса. Москва и Пекин продолжат взаимодействовать в сфере гражданского авиастроения, в частности речь идет о создании широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета и тяжелого вертолета.
Также стоит упомянуть заключение межправительственного соглашения о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности (МИБ), которое предполагает в том числе обмен данными о потенциальных рисках и угрозах. Как пояснили в российском МИДе, «по существу, речь идет о создании правовых рамок для диалога заинтересованных ведомств наших стран по всему спектру вопросов МИБ».

Комментируя итоги переговоров, вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что санкции против российской радиоэлектронной промышленности потеряли смысл после начала сотрудничества России и Китая в этой сфере. Говоря о других проектах, Рогозин сообщил, что Китай заинтересован в поставках российских космических двигателей, что позволит КНР осуществлять программы по освоению ближнего и дальнего космоса. Выделяя взаимодействие в атомной промышленности, вице-премьер отметил, что Россия готова в ближайшее время продемонстрировать китайским партнерам работу по созданию в Санкт-Петербурге плавучего энергоблока, который уже готов на 70%. Также Москва заинтересована в сотрудничестве в строительстве плавучих тепловых электростанций, но в серийном исполнении – не менее шести энергоблоков.

При этом в ближайшие три года Россия сможет поставить в Китай до 100 самолетов «Сухой Суперджет 100». Рогозин напомнил, что соответствующее соглашение было подписано в рамках российско-китайских переговоров. «Это очень серьезно», – заявил зампред правительства, пояснив, что это даст возможность обеспечить необходимую серийность производства этого самолета и сделать его рентабельным.

«Много кому встали поперек горла»

Замдиректора Института Дальнего Востока РАН, доктор экономических наук Андрей Островский убежден, что в результате заключенных соглашений выигрывают обе стороны. Китай получает новые рынки сбыта, а Россия добивается дальнейшего развития торгово-экономических отношений с КНР. По его словам, если взять за отметку 2001 год, когда был подписан договор о мире и дружбе, то сейчас «в политике мы дошли почти до самой верхней точки, отношения развиваются прекрасно».

Тем не менее страны еще не вышли на необходимый им уровень в сфере экономики. Объем внешней торговли небольшой – 95 млрд долларов. «Это очень мало. Для Китая Россия является где-то девятым партнером. Это Китай для России является первым партнером. По объему инвестиций почти нечего сказать. Из Китая в Россию в прошлом году пришел миллиард долларов прямых инвестиций. В то время как из России в Китай пришло 240–250 млн долларов. Это совсем мало», – сказал Островский газете ВЗГЛЯД.
Подписанные соглашения, уверен эксперт, позволят резко увеличить инвестиционную составляющую, создать базу для развития инфраструктуры, прежде всего по проекту создания нового «Шелкового пути» и строительства скоростной железной дороги Москва – Казань. Кроме этого, есть проекты Морского пути и развития Арктики. «С помощью Китая и созданного Азиатского банка инфраструктурных инвестиций Россия сможет развивать инфраструктуру на Дальнем Востоке. Это для России, особенно в условиях западных санкций, очень хороший ход. Тем более что западная печать очень сетует, что Америка и Европа оказались в стороне от российско-китайского сотрудничества, и сейчас для США настанут очень тяжелые времена, поскольку Россия и Китай фактически объединили свои усилия», – указал эксперт.

Тем не менее он не исключает попытки помешать развитию российско-китайских отношений. «Много кому эти соглашения встали поперек горла и в Европе, и даже внутри нашей страны. Есть сторонники сотрудничества с Китаем, а есть и противники. У нас их в стране хватает», – отметил Андрей Островский.

 

Источник