Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Вы обратили свое внимание на нашу методику самостоятельного изучения китайского языка, дошли до восьмой статьи. Если наши рекомендации из предыдущих семи статей Вами исполнены (хотя бы Вы их прочли), то Вы можете согласиться с тем, что рано или поздно у тех, кто сам изучает китайский язык, может развиться устойчивая мысль об усталости, снижении желания продолжать учиться.

 

Идея восьмой статьи – обеспечить Вас набором аналитических приемов по быстрому выявлению ряда факторов, влияющих на ломку самообразовательного процесса. Как искомый результат, Вы сможете преодолеть негативные условия, ведущие к остановке учебы.
Наши рекомендации изложены в статье без учета степени важности или очереди появления того или иного фактора сдерживания. Все очень индивидуально. Тем более, мы не беремся анализировать, что происходит при наложении нескольких факторов друг на друга.

Что следует делать? На первый взгляд подойдет простой ежедневный (перед сном, например) анализ Вашего отношения к процессу изучения китайского языка. Второй необходимой личной работой должен стать процесс опережения (предсказания, ожидания появления) негативных явлений, останавливающих Ваш учебный процесс. Кропотливо, скрупулезно и внимательно выискивать и блокировать эти явления.

Вытеснение интереса к языку другим (неязыковым) интересом

Расчет на самостоятельное изучение китайского языка охватывает период от 12 до 36 месяцев при желании освоить объем HSK4 (1200 слов). Логично представить, что в этот период времени может произойти смена темпа жизни (окончание учебы в школе или вузе, создание семьи, рождение ребенка, смена работы, служба в армии, создание собственного бизнеса и проч.). Иногда сложно предугадать изменения интереса на длительную перспективу (год и более). Вам следует проанализировать свой повседневный график и найти в нем регулярные периоды времени (30-60 минут), когда Вы чем-то (новым для себя) занимаетесь (поездка на общественном транспорте, ожидание какого-то события, изучение какого-то материала, выполнение какого-то повторяющегося действия). После этого требуется «посадить» свой учебный процесс на это регулярно повторяющееся действие и восстановить темп изучения китайского языка. Требуется расширить тематику (выйти за пределы учебного материала HSK) и добавить новые темы, которые крепко связаны с Вашей новой занятостью. Требуется сместить акцент в приемах самостоятельного изучения китайского языка, подстроив под новые формы занятости (например, меньше работать с тетрадью для прописи иероглифов и больше времени уделить прослушиванию переводов проработанных Вами предложений).

Ломается устоявшийся график занятий

Ключевая причина кроется в Вас. Это может быть усталость, смена обстановки, окончание учебной темы и затянувшийся старт новой. Это может быть связано с тем, что новая тема (новый блок для отработки предложений) еще не подготовлен (нет файлов, переводов, статистики) и Вам приходится уделять время созданию необходимых условий для ритмичной работы.
Наша методика строится на сборнике предложений Института Конфуция. Там под уровень HSK4 предоставлен материал, состоящий из 1200 предложений (+-). Материал мы разбили на Рабочие тетради (их 4-5 штук), к каждой тетради есть файл, есть pdf файл, есть звуковой файл с google.translate.com. Это удобно. Вам следует этим пользоваться. 1200 предложений при регулярной работе с ними – это 150-200 дней (с учетом перерывов). У Вас появляется устойчивая привычка, рефлекторные реакции на необходимость старта нового учебного дня. Все под рукой. Учебный процесс ровный (по числу решаемых в течение одного учебного дня задач).

Случайный перерыв приводит к потере темпов

Проблема самостоятельного изучения китайского языка – это отсутствие навязываемых Вам со стороны преподавателя контрольных материалов и систем внешней оценки Вашей успешности. Вы сами оцениваете свои успехи и в основном через составление статистических таблиц (количество иероглифов, слов, отработанных предложений). Силен соблазн поставить дату, при выходе на которую Вы можете лично признать, что разобрали, например, 600 предложений (это 700 иероглифов). Следовательно, любой случай, когда Вы отвлеклись от занятий, ломает темп выхода на эту дату и на искомый результат. Обидно! Не ставьте перед собой жестких сроков и не привязывайте к ним конкретное число заученных слов или иероглифов. Гибкий график подразумевает снижение нервозности и появление негативного настроя на то, чтобы ускориться, сделать сегодня больше. Иногда можно увидеть ложный мотив: «Я сегодня сделаю в два раза больше, и пусть это будет мне наказанием за лень!». Самостоятельное изучение китайского языка должно иметь ритм, график. Но мы считаем, что Вы не должны связывать свой успех с заучиванием конкретного числа слов или иероглифов в определенный период времени.
Отставание от графика минимизируйте за счет внедрения в учебный процесс новых собственных форм запоминания, разбора иероглифов, чтения статей и проч. Приличный такой самообман. Но он не будет нервировать и со временем Вы восстановите темп изучения китайского языка.

Ошибки с планированием результатов (отставание или опережение графика)

Ошибки будут преследовать постоянно, и разобраться с ними можно только за счет отказа от графика. Не ставьте перед собой цель ежедневно «кровь из носу» разобрать минимум 10 предложений и запомнить 5-10 новых иероглифов, прописать 20-50 иероглифов по 10-15 раз и т.д. Сделайте упор не на агрегированный результат (за 30-60 дней), а на ближайший (урок, занятие). Разложите свое занятие на части в течение дня. Разместите вокруг себя подсказки, учебные материалы (смартфон в кармане, тетрадь в рюкзаке, листок с иероглифами в туалете, пачка китайского чая в шкафу и т.п.). Действуйте по принципу «рука тянется». В течение дня Вы сделаете свой объем работы, но последовательность действий определяется текущей ситуацией, занятостью и другими делами. Чем точнее Вы подготовите свое «учебное окружение», тем более естественным будет старт занятия и выход из него. Тем более, когда ближайший старт занятия будет «висеть перед глазами». Вы обдумываете этот старт, Вы готовитесь к нему и… вот, Вы уже стартуете. Требуется прийти к ощущению вознаграждения себя за старт занятия. Хороший психологический прием.


Внешние оценки учебного процесса (мотивации, результатов) сменились на негативные или унизительные (насмешки, неверие в результат)

Пока считается, что самостоятельное изучение китайского языка – это интеллектуальная катастрофа, глубокая пропасть. Есть такое усредненное мнение. Свидетели Ваших усилий или жалеют Вас, или осуждают. Может быть смеются над Вами. Ждут момента, когда Вы остановитесь. Обычному человеку (коллега, член семьи, одноклассник) трудно представить возле себя того, кто изо дня в день последовательно «как танк» учит, учит, учит китайский язык. Не замечать насмешки Вы не сможете. Особенно, если до этого опускаются Ваши друзья или родные.
Требуется расширить тематику своих занятий, включить лексику, которая затрагивает работу или жизнь свидетелей Ваших занятий. Давайте вслух комментарии к общим темам, в на этих комментариях используйте китайские слова, выражения. Делайте это смешно, умно, легко. Дайте Вашему окружению несколько фраз, объясните их значение, перевод. Их необходимо удивить простотой китайских слов, необычным звучанием. Не надо остро реагировать на насмешки. Непродуктивно!

Исходные причины для старта изучения языка исчезли

У Вас сорвался грант на учебу в китайском вузе? Фирма передумала отправлять Вас на работу в Пекинский филиал? Переезд в Китай перенесен на 2-3 года? «Ушла» вакансия в российско-китайском СП? Вы расстались с любимым человеком, который буквально бредил китайским языком, культурой и «подсадил» Вас на эти темы? Как много причин! Относитесь к ним как к разгонному модулю космической ракеты. Разогнались, освободились. Требуется выработать четкий набор причин, по которым Вы продолжаете изучать китайский язык самостоятельно. Вы «уперлись»! Или Вы «решили дойти до конца»! Может быть, Вы решили таким образом подать пример своим детям-подросткам, чтобы они задумались над изучением иностранного языка! Вы ожидаете, что причины, приведшие к старту изучения китайского языка, исчезли, но они обязательно вернутся! Вы перегруппировались и ждете новостей, которые позволят Вам получить новую работу, поехать в Китай и т.п. Или Вы учите китайский для того, чтобы развить свою память? Все сыграет свою роль в восстановлении мотивации. Составляйте перечень, расширяйте его, обдумывайте и совершенствуйте.

Усталость от рутины типовых занятий (отсутствие творческой задачи)

Ваш собственный набор приемов изучения китайского языка в ежедневном режиме устоялся. Вы день за днем отрабатываете предложения, прописываете иероглифы, прослушиваете перевод предложений. 60 дней, 160 дней, 360 дней. Придет время и учебный процесс превратится в обесцвеченную рутину. Внимательно следите за этим и готовьтесь к замене одних приемов на другие.
Интернет заполнен историями тех, кто смог за месяц выучить 1000 иероглифов или тех, кто открыл для себя новый прием запоминания слов. Существуют форумы, где любители китайского языка обсуждают технику изучения слов, иероглифов. Регулярно читайте эти материалы. Выбирайте для себя понравившиеся приемы и внедряйте в свой учебный процесс. В некотором смысле, это засорит Вашу технику, что-то вытеснит. Может быть, прием не приживется. Требуется наладить процесс осмысления Вашей техники изучения китайского языка. Ведите блог, публикуйте оценки эффективности того или иного приема. Пишите статьи и раскидывайте их по форумам. Включите в учебный процесс элементы каллиграфии, записывайте свое произношение, рисуйте картинки для запоминания иероглифов. Наличие творческой (не основной) задачи внутри учебного процесса позволит устоять перед снижением интереса!

Замалчивание языка – замедление темпов изучения разговорного языка

Самостоятельное изучение китайского языка сопровождается отсутствием обратной связи, корректировки Вашего произношения носителем языка или преподавателем. Вы решили сами для себя, что действуете самостоятельно. Преподаватель может провоцировать у Вас своими вопросами и помощью правильное построение фразы на китайском языке и корректировать произношение, помогать связывать предложения в последовательность (текст, тема). Такого специалиста рядом нет. Мало того, прорабатывая предложения из списка Института Конфуция, Вы, возможно, сосредоточены на правильном прописывание иероглифа, запоминании всего предложения, места слов в предложении. И по этой причине, уделяете меньше времени проговариванию предложения вслух. Это проговаривание подменяется на внутреннюю речь. Наша методика делает упор на это. Беглость чтения, быстрый охват сразу всего предложения или даже группы предложений. Прослушивание сразу 150 предложений с одновременным их просмотром (мы подготовили pdf файлы). Все это блокирует устную речь. Вам достаточно мысленно представить себя в ситуации, когда Вам надо что-то сказать вслух на китайском языке. Вы почувствуете затруднения. Бояться этого не надо. Внутренняя речь рано или поздно «выйдет наружу». Вы начнете говорить. Будут ошибки в правильном произношении тона иероглифов. Для этого случая потребуется работа с репетитором. Мы об этом писали в седьмой статье.

Смена группы (для случаев совместных занятий), потеря чувства группового результата, потеря лидера гонки

Серьезный удар. Часть учебного процесса «завязана» на групповые занятия или гонку за лидером. Самостоятельное изучение китайского языка может опираться на групповые занятия, разумеется. Что-то делается в группе, что-то дорабатывается индивидуально. Исключение из учебного процесса групповых результатов, четкого понимания скорости и результативности работы лидера больно бьют по Вам. Группа распалась, лидер ушел. Или Вы ушли из группы, потеряли с ней связь. Вы теряете возможность строить диалоги с партнером, Вы теряете возможность сравнивать свои успехи с успехами лидера и гнаться за лидером. Вы можете приобрести чувство одиночества там, где от Вас требуется полная концентрация сил. Не просто найти замену. Не просто заново выстроить отношения внутри новой группы. Трудно найти нового лидера. Требуется переключить весь процесс учебы на самообразование. Ничего не поделаешь. На это уйдет время. Требуется накапливать статистику по учебному процессу. Требуется дорабатывать групповые приемы своими индивидуальными (например, построение диалогов, зарождение фраз, сбор учебного материала). Использование набора материалов Института Конфуция освобождает Вас от зависимости от групповых форм учебы, но Вы остаетесь внутри колоссального общего учебного тренда по всему миру, где все, кто готовится к сдаче экзаменов HSK, буквально говорят на одном языке. Гонка за лидером превращается в осмысление техники «подхода к моменту сдачи HSK». Групповая работа – обмен мнениями, приемами, впечатлениями от движения к очередному экзамену HSK. Понимание этого даст Вам возможность пережить изменения.

Появление ошибочного чувства достижения ожидаемого результата

«Всё!» Это самое страшное, что Вас ждет. Вы завершаете этап работы. Награждаете себя и… останавливаетесь. В данном случае, нет пределу совершенства, но есть «земной уровень» (Ваш потолок), до которого Вы дошли. Требуется заменить восприятие процесса изучения китайского языка, как движение к конкретной цели на постоянный процесс межкультурного взаимодействия. Дойдя до HSK4 (1200 слов) переходите к изучению отраслевой лексики, газетной лексики, чтение художественной литературы, общению в социальной сети weibo и т.п. Вам не с кем сравнивать свои личные успехи в силу ранее принятого решения изучать китайский язык самостоятельно. Требуется заранее составить список для личностного роста внутри учебного процесса. Сегодня Вы не можете смотреть художественные фильмы на китайском языке, но Вы можете «копаться» в комментариях к ним или читать рецензии. Вам не удается прочесть до конца газетную статью, но Вы можете создать список интернет-изданий и заглядывать туда, считывая заголовки. К моменту, когда Вы действительно дошли до конца HSK4 (в нашей методике – это первый результат), у Вас должно быть десять-пятнадцать уже привычных «прикормленных» направлений для дальнейшего движения вперед.

Неоправданный рост учебной нагрузки для ускоренного достижения желаемых результатов

Настоящая проблема – спешка ради выхода на конкретный числовой результат за конкретный период времени. И, в следствие этого, рост дневной учебной нагрузки. Чувство досады от того, что выросший обьем разовой нагрузки все чаще приводит к утомлению. Да, можно с помощью этого приема вырваться вперед. Написать потом об этом статью и собрать комментарии к ней. Но Вас ждет впереди еще 15-20 месяцев работы. Следует тщательно обдумать стратегию подобной штурмовой учебной работы. Давайте себе отдых через смену приемов заучивания слов, чередуйте различные формы работы и давайте себе возможность собирать предварительные статистические данные, которые показывают движение вперед. Оно есть. Конечно, Вы можете позволить себе устроить хорошую встряску и после проработки учебного материала взять и устроить себе гонку с заучиванием, например, сразу 500 иероглифов. За неделю. Наша методика позволяет сделать это. Но если Вы к этому моменту уже имеете за спиной первый 500 разобранных предложений из нашего списка, уже привыкли к чередованию приемов запоминания и убедились, что «взять» следующие 500 иероглифов (слов), это значит разобрать 300 предложений, прослушать 10 раз 15 минутный файл с переводом предложений, отработать визуальное запоминание иероглифов (см. в ранних статьях нашей методики) и проч.
Предложение 374, например, состоит из 12 иероглифов, среди которых новым является, возможно, для Вас один! Форма его черт легко дает Вам представление о способах начертания. Его место в предложении определено категорически жестко. Иероглиф находится в контексте самого предложения и всей логики составленного в Институте Конфуция материале. К этому моменту Вы уже работаете с языком 2-3 месяца, поэтому усвоить иероглиф сможете быстро. Руководствуясь этим правилом, Вы сможете быстро пройти требуемое число предложений для охвата новых 500 иероглифов, прослушать аудиофайл, прописать некоторые иероглифы и в конце этой гонки сказать себе: «Взял еще 500!» Вполне реально. Пробуйте. И, может быть, это не приведет к перегрузке. Наоборот, покажет, что кропотливая работа с Вашими первыми 500 иероглифами зарядили новую технику запоминания. Сформирована привычка, навык. Есть желание и точно есть понимание, что решить задачу оказалось Вам по силам.


Потеря контакта с репетитором или носителем языка

Серьезная причина потери темпов занятий и снижение мотивации к продолжению работы с языком. Носитель языка или преподаватель эмоционально подпитывают Вас, задают высокий темп внутри учебного процесса. Выход их «из игры» требует замены. Вы обязаны вести статистику результатов занятий, подсчет выученных иероглифов. У Вас должны быть под рукой учебные материалы (в данном случае – наши), аудиофайлы, блокнот для прописывания иероглифов и набор личных учебных приемов. Будет проще, если Вы предусмотрите в своем графике небольшие периоды времени, когда Вы пригласите репетитора или носителя языка для решения части учебных задач (постановка речи, закрепление тонов и проч.). Основу времени работы с китайским языком составляет Ваша личная работа. Это поможет справиться с выходом из учебного процесса преподавателя. Не велика потеря.