Статья 9 полезна тем, кто уже углубился в изучение китайского языка по нашей методике, разобрал 350-400 предложений, получил первые навыки речи, прослушал перевод всех предложений (через олайн-переводчик). Вам уже ясно, что речевых конструкций множество, что постепенно вы уходите от простых речевых конструкций к сложным предложениям, состоящих из 20-30 иероглифов.

Данная статья входит в цикл статей, посвященных методике самостоятельного изучения китайского языка. Мы рассчитываем на то, что, подступаясь к методике, вы твердо следуете цели.
У вас должно быть ощущение недостатка сделанного. Статистика самостоятельного изучения китайского языка говорит, что вы знаете 400 предложений, 400-500 слов, а заговорить еще пока еще не удается. Набранные ранее знания могут "уходить" в пассив и использование слов (написание, произношение). Скорее всего, сейчас у вас нет собеседника, знающего китайский язык лучше вас, тем более нет рядом носителя китайского языка.
Наличие списка предложений HSK уже недостаточно. Необходимо выйти на новый этап изучения китайского языка. Мы предлагаем приступить к изучению грамматики китайского языка и подобрали для вас учебник:
"Китайский язык: базовый курс. Справочные материалы - Хабаровск, 2011 - 89 с. - (Грамматическая шпаргалка)
М 12 Авт.-сост. Михедова Т.В. - Хабаровск, 2011 - 89 с. - (Грамматическая шпаргалка)

Приведем свои аргументы и рекомендуем вам 7 методов изучения грамматики китайского языка по данной шпаргалке.

1. На каком этапе самостоятельного изучения китайского языка следует приступить к изучению шпаргалки?
- после разбора 350-400 предложений предварительно можно говорить о том, что лексический материл шпаргалки соответствует уровню HSK3 (600 слов) за некоторым исключением.

2. Зачем начинать изучение грамматики со шпаргалки?
- Вам необходимо нарастить лексический запас (пойти с опережением графика разбора предложений из нашей методики);
- Шпаргалка позволяет выйти на полноценный разговорный материал, привязанный к грамматическому правилу;
- Получить первые теоретические знания по структуре китайской грамматике, соотнести их с имеющимся запасом фраз.

3. Немного статистики
Шпаргалка построена на основе примерно 800 иероглифов (проверено с помощью программы NJStar, о которой было написано ранее). Шпаргалка состоит из 150-155 правил и дает в качестве примеров 400 предложений. В нашей методике мы предлагаем вам временно остановиться с разбором предложений из списка HSK и разобрать предложения из грамматики.

4. Несколько моментов для критики. В чем сложность восприятия шпаргалки?
Тому, кто давно учил русский язык в школе, сложно "продраться" сквозь нагромождение специальных терминов и правил.
В шпаргалке не дается сквозная тема (несколько тем), что бы можно было составить завершенный текст, заучить его и использовать.
Шпаргалка не дает материал в форме диалогов, позволяющих быстрее запомнить учебный материал.
Шпаргалка не дает представление о завершенности, актуальности представленного грамматического материала, имеет структуру справочника. Ожидания - возможность получить рекомендации о наиболее популярных в китайском разговорном языке конструкциях, рейтинг, иерархию "спроса" на наиболее актуальный выбор речевых конструкций. Требуется больше информации о том, где наиболее приемлемо использовать указанные речевые конструкции, нормы языка.

5. В чем удобство?
Шпаргалка имеет развернутое содержание. Это позволяет использовать шпаргалку как простой справочник при подготовке к разговору, при составлении текстов для последующего заучивания.  
6. Рекомендации по работе со шпаргалкой.
При помощи уже отработанных 350-400 предложений из списков HSK.

Обзор методов изучения грамматики китайского языка по шпаргалке Михедовой Т.В.

Метод 1. Доработка правил.
Смелый метод. Каждое изучаемое правило вы переписываете "своим языком". Примеры вы дополняете из списка HSK путем подстановки знакомых слов и оборотов.
Установить результаты по этому методу не просто. Если вы задумали удвоить число примеров, то речь пойдет по пополнении 150 правил еще 350-400 примерами из списка HSK.  Вы уже понимаете, что плотный график разбора предложений в день - 10 предложений. Работа по данному методу со шпаргалкой займет у вас 50-70 дней, пополнит ваш словарный запас еще на 250 слов.
Для этого метода существует риск ошибки в построении предложений из списка HSK под конкретные правила, так как только носитель языка может дать правильное решение.

Метод 2. Базовый метод, используемый в нашей методике.
Каждый пример вы разбираете, прописывая иероглифы, проговаривая предложение, подставляете, по возможности, знакомые слова для лучшего запоминания. Дополнительно вы пропускаете предложение через онлайн-переводчик. Заучиваете предложение, стараетесь построить диалог "вопрос-ответ".

Метод 3. Дополнительная визуализация лексико-грамматического материала
Начните  сбор примеров в собственные схемы и группы со стрелками, квадратиками и пояснениями.
Можно определить этот метод, как конспект к шпаргалке с комментариями.
Данный метод - вынужденная мера для упрощения представленных в шпаргалке правил, схем, таблиц, которые сложны для восприятия, дидактичны.

Метод 4. "Комплексный метод".
Адаптация шпаргалки методами 1, 2, 3 к уже принятой вами технике разбора предложений из списка HSK дает дополнительные результаты.
- при дальнейшей работе с предложениями из списка HSK вы сможете подставлять подходящие (отработанные, полюбившиеся) речевые конструкции из шпаргалки, вы, тем самым, как бы расцвечиваете изучаемые предложения. Берете содержание и ьегло сверяетесь с лексико-грамматическими возможностями шпаргалки по расширению отрабатываемых предложений из списка HSK.

Метод 5. Реорганизация содержания под собственные разговорные нужды.
Используем в качестве примера конструктор «Лего». Вы под свой замысел построения удобной речевой конструкции "набираете" готовые решения, просматривая содержание шпаргалки.
Таким образом, у вас могут появиться речевые конструкции-любимчики, правила-любимчики, использование которых доставляет вам удовольствие.
Число и назначение комплектов правил может быть множество от сугубо учебных до практических. Главное - они удобны, приемлемы для вас.


Что мы не можем подтвердить?
Принимая шпаргалку за основу самостоятельного изучения китайского языка, вы не можете сразу подтвердить, что изложенный в шпаргалке материал актуален. Работайте на доверии к автору!
Альтернативы (и личного опыта) у вас на данный момент нет. Сетевое сообщество не сможет достоверно подтвердить или опровергнуть утверждение о том, что изложенный в шпаргалке материал - актуальный.

Кроме списка HSK и примеров из шпаргалки, вы больше не располагаете материалами для более глубокого освоения правил.

Метод 6. Работа с текстами "завтрашнего дня".
Ограничения. Кроме списка HSK и примеров из шпаргалки, вы больше н располагаете материалами для более глубокого освоения правил. Можно рекомендовать метод 6. Для тех, кто уже отработал весь материал, ориентируется в содержании шпаргалки и запомнил речевые конструкции (варианты). "Запомнил" в данном случае означает "узнает при встрече внутри предложения".
Для данного случая можно рекомендовать просмотр других учебных материалов или даже газетных статей, художественной литературы. Ваш лексический запас к этому времени будет проигрывать (700-900 слов) и большую часть содержания вы не поймете, но...
...вы сможете выхватывать из текста конструкции, "делить" предложения и части в зависимости от наличия узнанных вами конструкций.
Принесет ли этот метод пользу? Да!
И по большому счету из-за возникающего мучительного раздражения по поводу скудости вашего лексического запаса. Тем не менее, работа с текстами "завтрашнего дня" повысит вашу выносливость при разборе текстов, в которых знакомо от 10 до 30 процентов слов. Эта ситуация будет преследовать вас постоянно и очень долго.


Метод 7. Сборная солянка всех методов.
Предлагаем его в конце, так как понимаем, что вы - тот, кто учит китайский язык самостоятельно и, поэтому, сталкивается с рядом специфических проблем. Одна из таких проблем - затруднение в поддержании темпа учебы, дисциплинированное следование одной методике или технике.
Метод 7. - это сборная солянка всех методов, предложенных нами в этой статье. Работая над очередным правилом из шпаргалки, вы сами свободно решаете для себя, какой в данной ситуации метод вам более всего подходят. Поможет ли это? Вариативность выбора всегда спасает тех, что лично следит за мотивацией в своих действиях!